ГБУ КО "УМЦ ВПВ"

ГБУ КО "УМЦ ВПВ"

Государственное бюджетное учреждение Калужской области "Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе"

Прокуратура Калужской области

История прокуратуры Калужской области

Указом Петра I от 18 декабря 1708 года в целях укрепления аппарата власти на местах, а также для улучшения сбора налогов и набора солдат страна была разделена на 8 губерний. При этом Калужский край вошел в состав двух губерний: Московской и Смоленской.

Указами Екатерины II от 24 августа и 26 октября 1776 года была образована Калужская губерния.

Надзор за исполнением законов в губернии осуществлял губернский прокурор, а помогали ему в этом стряпчие казенных и уголовных дел.

Губернский прокурор назначался Сенатом по предложению Генерал-прокурора.

Обязанности губернского прокурора определялись следующим правовым документом – «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 года.

Согласно этому документу «губернский прокурор должен доносить наместническому правлению все то, что до сведения его дойдет, касательно до губернского правления обязанности:

  1. о не точном, где в судебном месте исполнении законов, учреждений и указов;
  2. буде где в наместничестве есть непослушание или ропот;
  3. о ленивых в исполнении должности;
  4. о медлении в исполнении повелений;
  5. о медлении по делам в производстве;
  6. о нарушении правил благочиния и о всяком причиняющемся многим соблазне, законам противном поступке, вине или преступлении;
  7. о запрещенной торговле, или о помешательстве законам противном дозволенной торговле;
  8. о нарушении  общей тишины;
  9. о нарушении и верности присяги;
  10. о казенном и общественном ущербе.

Губернский прокурор участвовал в Дворянских собраниях и заседаниях присутственных мест, требовал от них необходимые сведения, а также представлял генерал-прокурору различные донесения и отчеты, сообщая о «чрезвычайных по преступлениям случаях».

Губернский прокурор должен был давать заключения о новых законах в губернском правлении и в палатах, члены которых должны были заключения прокурора выслушивать. «При начале срочного заседания губернский прокурор велит прочесть те статьи из законов, учреждений и указов, о коих мнит, что нужно возобновить в памяти». Таковы были требования  Указа Екатерины П.

С введением судебных уставов 1864 года должность губернского прокурора была упразднена.

В 1867 году была введена должность прокурора окружного суда. Первое упоминание о прокуроре Калужского края содержится в памятных книжках Калужской губернии за 1869 год.

Вот те лица, которые в период с 1869 по 1917 годы занимали должность прокурора окружного суда и должности товарищей прокурора:

  1. Коллежский асессор Вячеслав Иванович Петров – прокурор окружного суда  в 1869 году;
  2. Павел Ильич Доброхотов – товарищ прокурора по г. Калуге;
  3. Коллежский советник Петр Осипович Ланг – прокурор окружного суда с 1881 по 1891 годы;
  4. Коллежский советник Сергей Алексеевич Телегин – товарищ прокурора по г. Калуге;
  5. Титулярный советник  Леонид Александрович Дювернуа – товарищ прокурора по г. Калуге, Калужскому и Тарусскому уездам;
  6. Коллежский советник Николай Алексеевич Победоносцев – товарищ прокурора по г. Калуге;
  7. Коллежский советник Николай Алексеевич Худяков – товарищ прокурора по г. Калуге, Калужскому, Лихвинскому и Тарусскому уездам;
  8. Статский советник Владимир Иванович Круковский – прокурор окружного суда в 1892 году;
  9. Коллежский советник Василий Федорович Соловьев – прокурор окружного суда в 1892-1897 годах;
  10. Статский советник Александр Константинович Васковатов – прокурор окружного суда в 1898 году;
  11. Надворный советник Николай Григорьевич Серпуховский – товарищ прокурора по г. Калуге;
  12. Статский советник Клементий Каэтович Соболевский – прокурор окружного суда в 1917 году;
  13. Статский советник Владимир Всеволодович Казаринов – товарищ прокурора по г. Калуге.

Должность прокурора окружного суда была упразднена в феврале 1918 года.

***

Постановлениями Президиума ВЦИК от 14 января, 3 июня и 12 июля 1929 года Калужская губерния была упразднена, а ее территория распределена между Московской и Западной областями.

***

5 июля 1944 года председатель Президиума Верховного Совета  СССР М.И. Калинин подписал Указ об образовании Калужской области в составе РСФСР.

В состав области вошли: город Калуга, Бабынинский, Детчинский, Дугнинский, Калужский Перемышльский и Тарусский районы, выделенные из состава Тульской области; Боровский, Высокиничский, Малоярославецкий и Угодско-Заводской районы, выделенные из состава Московской области; Барятинский, Дзержинский, Думиничский, Износковский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Медынский, Мещовский, Мосальский, Спас-Деменский, Сухининчский и Юхновский районы, выделенные из состава Смоленской области; Жиздринский, Людиновский, Ульяновский и Хвастовичский районы, выделенные из состава Орловской области.

***

Калужская прокуратура была образована в очень непростое время – в 1944 году,  в разгар войны.

Большинство из нас знают об этом времени по книгам и фильмам. На фронте – грохот разрывов, пушечная канонада и рев боевых самолетов, а что в тыл? В тылу – железная дисциплина, острая нехватка питания и вещей первой необходимости и напряженная работа днем и ночью. Только так можно было обеспечить фронт всем необходимым, только так страна могла добиться успехов своей армии и приблизить победу.

Указы Президиума Верховного Совета СССР об укреплении дисциплины, о сохранении каждого зернышка урожая были подчас жесткими, но и время было весьма жесткое. Мягкость следовало приберечь для других времен.

Кто-то должен был обеспечить жизнь страны в едином ритме, подчиненном только одной цели – победе над врагом. Прокуратура стала одним из тех органов, который обеспечивал в тылу непререкаемую диктатуру закона. О том, как это было, рассказывают документы тех времен …

Приказом Прокурора СССР от 27.07.1944 года № 777 первым  прокурором Калужской области был назначен Василий Семенович Перов. 31 июля 1944 года им был подписан приказ № 8, согласно которому с 1 августа 1944 года областная прокуратура объявляется организованной. Всему личному составу предписывалось преступить к выполнению своих обязанностей. Всем райгорпрокурорам области всю отчетность, дела и переписку направлять в прокуратуру Калужской области.

Калужской областной прокуратуре пришлось начинать работу в крайне тяжелых условиях военного времени. Все подчинялось двум основным задачам: обеспечению боеспособности фронта и прочности тыла. Необходимо было обеспечивать работу промышленных предприятий и транспорта для точной  и своевременной доставки армии боеприпасов, вооружения, питания, обмундирования и т.д.

Гарантом выполнения этих задач могла стать только железная дисциплина – как на фронте, так и, главным образом, в тылу. Поэтому основные усилия  органов прокуратуры  сразу были направлены на обеспечение неукоснительного выполнения законов об укреплении тыла, что в свою очередь влияло на боеспособность армейских подразделений.

Распоряжением прокурора области от 28.08.1944 года  было установлено основное содержание работы прокуратуры, в именно: исполнение следующих приказов Прокурора СССР:

  • от 03.02.1943 № 6/с о постоянном надзоре за неуклонным выполнением законов, охраняющих интересы семей защитников Родины;
  • от 29.04.1943 № 23 об усилении борьбы с фактами расхищения имущества колхозов, МТС и совхозов;
  • от 17.03.1944 № 66/с об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием  продовольственных и промышленных товаров;
  • от 01.07.1944 № 159 об усилении борьбы с дезертирством с предприятий военной промышленности;
  • от 12.07.1944 о надзоре органов прокуратуры за исполнением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944;
  • от 25.07.1944 № 176 о надзоре за точным исполнением постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) об уборке урожая и заготовке сельхозпродукции в 1944 году.

Особое внимание прокуратура области уделяла в те годы борьбе с нарушениями государственной, трудовой и воинской дисциплины, хищениями государственной и общественной собственности, самовольным оставлением работы на предприятиях.

Строго исполнялись директивные указания прокурора СССР, которые предписывали прокурорам республик, краев, областей, городов и районов осуществлять постоянный надзор за исполнением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1940 года в части систематических проверок на предприятиях, в колхозах и учреждениях соблюдения правил  приема на работу. Согласно этому документу лица, виновные в незаконном приеме на работу и укрывательстве самовольно ушедших с предприятий и из учреждений, привлекались к уголовной ответственности.

Так, например, из первого статистического отчета прокурора области за август 1944 года видно, что лишь за один месяц суду было предано семь должностных лиц, допустивших нарушения вышеназванного Указа. Следователями прокуратуры за тот же месяц расследовано шесть уголовных дел о бандитизме (привлечено к ответственности 14 человек), одиннадцать дел о хищениях и растратах (17 обвиняемых), шестнадцать дел о должностных преступлениях (15 обвиняемых), четыре дела об убийствах (предъявлены обвинения четверым  лицам).

Кроме того, за август 1944 года следователями прокуратуры расследовано 27 дел о кражах, грабежах и разбоях, за которые перед судом предстали 45 человек. Общее же число дел, направленных в суд, составило 173.

Лишь девять уголовных дел было прекращено следователями прокуратуры в стадии расследования, десять – возвращены судом на доследование. Оправдательных приговоров по делам, расследованным следователями прокуратуры, судом не выносились.

Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры в военное время была борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью. Согласно приказу исполняющего обязанности прокурора области Потапаева от 20.09.1944 года прокурорам города Калуги и Калужского района было запрещено давать санкцию на арест несовершеннолетних. Санкции давались только прокурором области, а в его отсутствие – заместителем. Прокурорам остальных районов давались санкции на арест несовершеннолетних, но с немедленным доведением об этом до сведения прокуратуры области.

Все горрайпрокуроры были обязаны принимать участие в допросах несовершеннолетних, выявляя при этом организаторов и подстрекателей детской преступности.

***

В военное время от следователя прокуратуры, как  и от рабочего за станком, требовалась максимальная работоспособность, ведь на расследование дела давался минимальный срок. В мае 1944 года вступил в действие приказ прокурора СССР № 121 «О сокращенных сроках расследования по отдельным категориям дел». Дела о хищениях, растратах, злоупотреблениях с карточками и спекуляции надлежало оканчивать в 15-дневный срок. На следствие по преступлениям несовершеннолетних давалось 10 дней, по нарушениям прав семей военнослужащих и должностным преступлениям в сельском хозяйстве – 7 дней. Всего за пять дней должно было завершаться следствие по делам об уклонении от призыва в Красную Армию, о дезертирстве из нее, об уклонении от трудовой повинности.

Согласно данному приказу по отдельным наиболее актуальным делам прокуроры республик, областей и районов могли устанавливать индивидуальные сокращенные сроки расследования. Надо сказать, что практически все дела следователи прокуратуры заканчивали в установленные сроки.

В первый месяц работы Калужской областной прокуратуры в судах было рассмотрено с участием прокуроров 134 уголовных дела, опротестован 31 незаконный приговор. Прокуроры участвовали также и в рассмотрении 175 гражданских дел, предъявили 51 иск, опротестовали 15 незаконных судебных решений.

Проведена 71 общенадзорная проверка, по их результатам привнесено 43 протеста и внесено 28 представлений. Все внесенные документы прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены.

И еще один немаловажный статистический факт – 945 рассмотренных в прокуратуре обращений граждан.

***

Из пояснений к первому отчету можно увидеть, что по состоянию на август 1944 года аппарат областной прокуратуры не был укомплектован и наполовину. Вплоть до 7 сентября прокуратура не имела и своего помещения, и размещалась в кабинетах городской прокуратуры. В связи с этим 80 процентов сотрудников было раскомандировано по районам области. А в уголовно-судебном и гражданско-судебном отделах весь штат состоял только из начальника отдела.

Не имела прокуратура области и транспорта. В связи с этим интересно упомянуть распоряжение областного прокурора от 16 октября 1944 года, по которому в облпрокуратуру были переданы лошадь и упряжь из прокуратуры Калужского района.

И, тем не менее, в первый же месяц прокуратуре удалось выйти на нормальный рабочий режим. В последующие военные месяцы 44-го и 45-го годов результаты и наработки в деле укрепления законности были подтверждены.

На основании приказа прокурора области от 16.11.1944 года приступила к работе аттестационная комиссия, в которую вошли заместитель прокурора области В.И. Леонтьев, начальник отдела кадров А.А. Виноградова и начальник следственного отдела Е.М. Беленький.

Для обсуждения наиболее важных служебных вопросов проводились оперативные совещания. Так, например, 11 декабря 1944 года состоялось совещание, на котором обсуждалось выполнение приказа прокурора СССР об усилении борьбы с дезертирством с предприятий военной промышленности.

В военные годы органы прокуратуры проявляли повышенное внимание к соблюдению и укреплению законности в сельском хозяйстве. В то время широкий  размах приняло хищение хлеба в колхозах. Руководители хозяйств, по сути, проводили  на тот период времени антигосударственную политику, утаивая намолоченный хлеб от государства и используя его в нуждах колхоза, или же пытались сдавать слишком засоренный хлеб.

Ситуация была действительно серьезной, и поэтому приказом прокурора области № 17 от 17.08.1944 года от всех прокуроров области было потребовано решительно бороться с хищениями и разбазариванием хлеба и другой продукции сельского хозяйства. Виновных в хищениях немедленно арестовывать, расследование проводить вне всякой очереди и в неотложном порядке организовывать судебные заседания, обеспечивая применение судами суровой кары к расхитителям.

В период уборки урожая и заготовки сельскохозяйственной продукции многие прокуроры и следователи оперативно и грамотно действовали, выполняя требования вышеуказанного приказа. Они не только выявляли случаи хищений и разбазаривания продукции, срывов уборки урожая или сдачи его государству, но и активно боролись с другими нарушениями законности.

Этим они непосредственно способствовали выполнению важнейшей государственной задачи, и государство в свою очередь давало должную оценку  труду законников. Так, например, прокурор Сухиничского района Калужской области И. Симутенков в феврале 1945 года был награжден грамотой прокурора Союза ССР именно за активное выявление преступлений в сельском хозяйстве.

***

В военные годы прокуратура не только осуществляла надзор за исполнением законов, но и сама непосредственно отвечала за положение дел в сельском хозяйстве. В сферу ее ответственности входило, например, обеспечение проведения посевной кампании, проверка ремонта техники в МТС и ее обеспеченности горюче-смазочными материалами, контроль за сохранением семенного фонда.

К одному из оперативных статистических отчетов Калужской областной прокуратуры за военный период 1945 года была приложена пояснительная записка заместителя прокурора области В.Леонтьева. Из нее следовало, что по прокуратуре и милиции увеличилось число прекращенных уголовных дел. Ослабление надзора по данной категории дел он объяснил только одним: районные прокуратуры основные силы отдавали уборке урожая и заготовке сельскохозяйственной продукции. Большую часть времени сотрудники райпрокуратур находились в колхозах.

По этой причине снизился и судебный надзор по уголовным делам – за отчетный период районные прокуратуры не имели возможности поддержать обвинение по 22 делам.

Несмотря на многочисленные трудности военного времени, предельную загруженность делами и нехватку сотрудников, с августа 1944 по май 1945 года следователями прокуратуры было закончено и направлено в суд 1458 уголовных дел. Государственные обвинители приняли участие в рассмотрении 1731 уголовного дела, опротестовали 36 незаконных приговоров. Работники областной прокуратуры, а также городские и районные прокуроры дали заключения по 2140 гражданским делам, внесли 151 кассационный протест, предъявили 845 исков, внесли 282 протеста и 264 представления в порядке общего надзора, а также рассмотрели 2491 обращение граждан.