Историческая справка
Судебные приставы – институт абсолютно не новый в России. Первое упоминание пристава встречается в XIII столетии, преимущественно в договорных грамотах великих князей с Новгородом. Один из ранних источников Древней Руси «Русская правда» – предусматривал исполнение наказания княжеской дружиной. В «Русской правде» за совершение преступления – «обиду» предусматривались различные наказания.
12 декабря 1717 года Указом Петра I была организована Юстиц-коллегия, в ее состав входил Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц российского государства.
В 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоановны, приказы были преобразованы в Департаменты. В 1782 году Екатерина II отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а в 1786 году урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда, и становых приставов – охранников. После учреждения министерств исполнительная полиция была отнесена к министерству полиции, а становые приставы – к Министерству юстиции.
Обязанности судебных приставов в XVII – середине XIX века исполняли чины полиции. Совмещение в одном органе полицейских и судебно-вспомогательных функций представляло много неудобств, и вопрос о замене общей полиции судебно-вспомогательным органом был поставлен на очередь к моменту реформы 1864 года. Судебной реформой Александра II институт судебных приставов был восстановлен и получил устройство, сходное с французским.
Согласно Судебным уставам 1864 года, судебный пристав – это должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях. Была образована система приставов: частные становые, городские следственные приставы, в том числе судебные, которые должны были осуществлять привод, оповещение, а также взыскание денег с должников до решения суда, полномочия по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе по исполнению распоряжений председательствующего в судебном заседании, а также несению некоторых других обязанностей по обеспечению нужд судов.
Подбор кандидатов на должность судебного пристава осуществлялся преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. Назначение на должность осуществлялось председателем соответствующего суда. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого – десятого класса).
При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава, три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежная приходно-расходная книга.
В течение первого года службы для судебного пристава шел испытательный срок, и пристав именовался «исполняющим должность». По истечении испытательного срока судебный пристав утверждался в должности.
23 ноября 1917 года был принят декрет о суде, в котором говорилось: «Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты, правительствующий сенат со всеми департаментами…». Институт судебных приставов был упразднен.
Первоначально порядок в судебных органах обеспечивался Красной гвардией, а впоследствии местной милицией. На милицию возлагались функции вручения судебных повесток, исполнения судебных приговоров. Различного рода денежные взыскания и исполнение решений по гражданским делам исполнялись судебными исполнителями судов. Они являлись штатными сотрудниками народных судов и олицетворяли судебную власть.
Судебные исполнители назначались на должность и увольнялись по распоряжению председателя губернского или окружного суда. За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам: 75% шло в доход государства, а 25% – в общий фонд для вознаграждения судебных исполнителей и их делопроизводителей.
С принятием ГПК РФ 1964г. и других нормативных актов (Инструкция об исполнительном производстве от 15.11.1985г) окончательно сложилась действовавшая до середины 90-х годов система исполнительного производства.
С возрождением в России частной собственности, началом развития предпринимательства и непростым положением в социальной сфере, суды наводнили сложные дела, исполнение решений по которым судебная система не могла обеспечить должным образом. Эффективность исполнение в то время не превышала и 30%. Граждане перестали верить в справедливость, убедившись в бессилии судебной власти.
Традиционный для российской правовой системы институт приставов-исполнителей был возрожден через 80 лет после упразднения его советской властью и функционирует в системе Министерства юстиции с 6 ноября 1997 года – момента вступления в силу подписанных Президентом Российской Федерации Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Его кадровой основой стала система судебных исполнителей, обеспечивавших исполнение решений судебных органов. В отличие от судебных исполнителей, с введением в действие нового законодательства об исполнительном производстве, судебные приставы приобрели самостоятельность и независимость от судов. При этом основной функцией судебных приставов остается исполнение решений судебных и иных органов.
Новым, значительным этапом развития Службы судебных приставов Министерства Юстиции России стало издание 9 марта 2004 года Указа Президента страны «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в котором говорится о создание Федеральной службы судебных приставов.
Начиная с 2009 года, ежегодно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Д. Медведева от 8 сентября 2009 года № 1019 «Об установлении Дня судебного пристава», 1 ноября отмечается День судебного пристава Российской Федерации.
- Адрес Россия, Калуга, улица Фридриха Энгельса, 25
- Телефон +7 4842 53‑77-67, +7 4842 54‑17-54, +7 4842 73‑39-57, +7 4842 74‑85-21, +7 48431 2‑15-01, +7 48441 3‑18-44, +7 48444 6‑58-40
- Сайт r40.fssprus.ru