ГБУ КО "УМЦ ВПВ"

ГБУ КО "УМЦ ВПВ"

Государственное бюджетное учреждение Калужской области "Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе"

«В землянке»

80 лет назад, 27 ноября 1941 года корреспонденты фронтовой газеты «Красноармейская правда», в числе которых был и известный к тому времени поэт Алексей Сурков, участник советско-финской войны и похода в Западную Белоруссию осенью 1939 года, прибыли в 9-ю стрелковую дивизию, державшую фронт у подмосковной Истры, чтобы поздравить ее бойцов и командиров с только что присвоенным им гвардейским званием. Побывав на командном пункте дивизии, журналисты решили посетить расположение одного из полков в деревне Кашино. Никто не ожидал, что именно в этот момент противник пойдет в атаку.
«Быстро темнело. Немцы были уже в деревне. Засев в двух-трех уцелевших домах, они стреляли по нам непрерывно, – вспоминал Алексей Сурков. – Ну а мы что, так и будем сидеть в блиндаже? – спросил начальник штаба полка капитан Величкин. Переговорив о чём-то с командиром полка, он обратился ко всем, кто был в блиндаже: «А ну-ка, у кого есть «карманная артиллерия», давай»! Собрав десятка полтора ручных гранат, в том числе отобрав и у меня две мои заветные «лимонки», которые я берег на всякий случай, капитан вышел из блиндажа. «Прикрывайте»! – коротко бросил он. Мы тотчас же открыли огонь по гитлеровцам. Величкин пополз. Гранаты. Взрыв, еще взрыв, и в доме стало тихо. Тогда отважный капитан пополз к другому дому, затем – к третьему. Все повторилось, как по заранее составленному сценарию. Вражеский огонь поредел, но немцы не унимались. Когда Величкин вернулся к блиндажу, почти смеркалось. Командир полка Суханов уже выходил из него: КП менял свое расположение. Все мы организованно стали отходить к речке. По льду перебирались под минометным обстрелом. От разрывов мин мерзлая земля разлеталась во все стороны, больно била по каскам. Когда вошли в новое селение, кажется Ульяново, начальник инженерной службы вдруг говорит Суханову: «Товарищ подполковник, а мы же с вами по нашему минному полю прошли»! Потом, когда мы немного освоились на новом месте, капитан Величкин сел есть суп. Две ложки съел и, смотрим, уронил ложку – уснул. Человек не спал четыре дня. И когда раздался телефонный звонок из штаба дивизии, мы не могли разбудить капитана, как ни старались.
Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой я написал письмо жене. В нем было шестнадцать стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки».
Однако в феврале 1942 года в редакцию газеты пришел композитор Константин Листов и попросил «что-нибудь, на что можно написать песню». Прочитав стихи Суркова Листов промычал что-то неопределенное и ушел. А через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее «В землянке».
Так родилось произведение, которое Алексей Сурков называл «первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны».
Песня «В землянке» числилась в репертуаре популярнейших советских исполнителей – Лидии Руслановой, Леонида, Утесова, Клавдии Шульженко, Марка Бернеса. Неоднократно эта композиция звучала и в ходе трансляции шествия Бессмертного полка онлайн 2020 и 2021 года. А в деревне Кашино в 1999 году был установлен памятник этой одной из любимейших наших военных песен.