ГБУ КО "УМЦ ВПВ"

ГБУ КО "УМЦ ВПВ"

Государственное бюджетное учреждение Калужской области "Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе"

Фальсификация истории Второй мировой войны в современных фильмах

После окончания Второй мировой войны прошло почти 78 лет. Однако военный период по-прежнему является одним из центральных сюжетов в отечественном и зарубежном кинематографе.

Среди кинокартин, показывающих достоверные факты о тех тяжёлых временах, встречаются и сфальсифицированные. Условно их можно разделить на 2 категории: фильмы с сознательным искажением истории и фильмы, транслирующие альтернативную реальность. Многие из подобных материалов смотрит молодежь, на их основе воспринимая историю Второй мировой войны.

Специалистам по профилактике/по патриотическому воспитанию важно знать данные явления и быть готовыми к трансляции реальных исторических фактов, чтобы у молодого поколения не формировалась искаженная картина событий Второй мировой войны.

* в материале используется нацистская символика исключительно в образовательных целях без признаков пропаганды

Рассмотрим примеры фильмов с сознательным искажением истории

В данной категории сложно выделить общие черты, объединяющие все кинокартины, ведь каждая по-своему искажает исторические факты о Второй мировой войне. К сожалению, среди подобных фильмов немало и отечественных.

«Сволочи»

Российский фильм 2006 года, режиссер – А. Атанесян. Кинокартина рассказывает о существовавшей в годы Великой Отечественной войны секретной советской школы диверсантов, куда отбирали подростков-уголовников.

Авторы утверждали, что фильм основан на реальных событиях. Однако обращение к советским архивам Федеральной службы безопасности России и Комитета национальной безопасности Казахстана помогло установить, что таких школ в СССР не было. Только гитлеровцы во время оккупации пытались готовить из советских детей диверсантов.

Только спустя год после выхода ленты авторы фильма признались, что весь сюжет – вымысел.

«Враг у ворот»

Американский фильм 2001 года о Сталинградской битве. Кинолента воспроизводит антисоветские мифы о Великой Отечественной, активно распространявшиеся в период горбачевской перестройки: «советские солдаты не хотели воевать и шли в бой только подгоняемые заградотрядами», «советским солдатам давалась одна винтовка на трех-четырех человек», «советский режим ничем не отличался от нацистского даже для своих граждан».

Фильм вызвал шквал негативных эмоций в России, особенно у советских ветеранов, участвовавших в Сталинградской битве.

«Служу Советскому Союзу»

Российский фильм 2012 года. В центре сюжета — действия советских заключённых и руководителей исправительно-трудового лагеря при столкновениях с фашистами в июле 1941 года.

Сам фильм не основан на исторических фактах. Более того, содержит немалое количество антисоветских мифов, плотно вошедших в наше культурное пространство во время перестройки и либеральных 1990-х годов. Например, мифы о кровавых нквдшниках, которые сами не хотели воевать, но гнали перед собой красноармейцев под угрозой расстрела. Или мифы о том, что советский политический режим практически не отличался от германского оккупационного по степени жесткости к своим гражданам.

Теперь поговорим о фильмах, рассказывающих об альтернативной реальности

В таких фильмах можно отследить несколько общих сюжетных линий:

  1. Страны нацистского блока побеждают во Второй мировой войне и выстраивают собственные миропорядок, основанный на терроре в отношении «неправильных народов».Наиболее известными кинолентами с таким сюжетом являются фильм «Фатерланд» и сериал «Человек в высокой башне», снятые по мотивам одноименных книг. События фильмов обычно разворачиваются в 1960-е годы, СССР там побежден и порабощен, ведутся преимущественно партизанские действия. Однако «Фатерланд» говорит, что после Второй мировой в качестве сверхдержав остаются Германия и США, а в «Человеке в высокой башне» — Германия и Япония.

  1. Нацистская верхушка после поражения во Второй мировой войне смогла укрыться от возмездия стран антигитлеровской коалиции и вынашивает планы мести.

Здесь просматривается широкий спектр фильмов с различными сюжетными вариациями:

— нацисты укрылись на секретной базе в труднодоступном месте. Например, в Антарктиде или на Луне, что является достаточно распространенными конспиративными теориями. Пример — финско-германский фильм 2012 года «Железное небо». Согласно сюжету, в 1945 году остатки нацистских войск смогли укрыться на тайной базе на темной стороне Луны, где вплоть до настоящего времени готовили план вторжения на Землю с целью возрождения Рейха.

 

— нацисты сумели встроиться в государственные аппараты стран западного мира и взять их под свой контроль. Достаточно часто такие теории базируются на основе реально проведенной операции «Скрепка» (американская операция по охоте на нацистских ученых с целью вербовки), а также историях о «крысиных тропах» в Латинскую Америку (высшие чины Ватикана помогали нацистам укрыться в странах этого континента). Пример — фильм «Первый мститель. Другая война» 2014 года. В центре сюжета — внутренний перехват тайной нацистской организацией «Гидра» управления над новым оружием США.

— кардинальное изменение самой истории Второй мировой войны через несуществующее событие. Пример — фильм К. Тарантино «Бесславные ублюдки» 2009 года выпуска, рассказывающий о ликвидации всей нацистской верхушки (включая Гитлера) уже в 1944 году группой еврейских диверсантов в Париже.

Какой вывод можно сделать?

Специалистам, работающим с молодежью по теме профилактики и патриотического воспитания, важно понимать, что большое количество деструктивных исторических мифов о Великой Отечественной войне и Второй мировой в целом достаточно сильно проникли в наше общественное и культурное пространство.

Целые центры работали на этой задачей. Например, ликвидированный в 2021 году по решению суда якобы правозащитный центр «Мемориал», заявлявший постоянно о «тоталитарной сущности СССР» и «восстановлении исторической памяти».

Такие мифы проникали и в фильмы, которые смотрит наша молодежь. Наша ключевая задача — сохранить верную историческую память о войне и передать ее последующим поколениям для сохранения российской государственности.